-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Viktoria_84

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.05.2014
«аписей: 3497
 омментариев: 5589
Ќаписано: 9404

ќсновные психологические кризисы человека

¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 16:40 + в цитатник
 ризис є 1
ѕервый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. ≈го еще называют периодом «укреплени€ корней». ¬ это врем€ формируетс€ глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. » отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходитс€ «выживать».
 
 ак вы понимаете, имеетс€ в виду не физическое выживание (хот€ семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходитс€ боротьс€ за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себ€ защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от вс€кого рода стрессов.
 
Ёто очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. ќтсюда нормально развиваетс€ и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.
 
“акой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «я буду старатьс€, а мир вокруг мен€ поддержит». “акие дети получаютс€ оптимистами, не бо€щимис€ самосто€тельности и прин€ти€ решений. Ќедоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегос€, безынициативного, апатичного. “акие люди, выраста€, не способны прин€ть не только себ€, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство довери€ к другому человеку.
 
 ризис є 2
—ледующий кризис с наибольшей остротой про€вл€етс€ в период с 10 до 16 лет. Ёто переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваютс€ через призму достоинств других людей, идет посто€нное сравнение: «лучше € или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это дл€ мен€ - хорошо или плохо?». » самое главное: « ак € выгл€жу в глазах других людей, как они мен€ оценивают, что значит быть индивидуальностью?» «адача, котора€ стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего я среди других .
 
»менно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно прин€ть. ѕоэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставлени€ родителей станов€тс€ ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. » набивать шишки хочетс€ только самому, без заботливых маминых рук.
 
ѕозитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «€ все могу сам». ≈сли же кризис не разрешилс€ должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже нав€занных «норм» среды, от обсто€тельств, наконец. ««ачем старатьс€, добиватьс€ чего - то, у мен€ все равно ничего не получитс€! я хуже всех!».
 
Ќеуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнени€, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.
 
 ризис є 3
“ретий кризисный период (от 18 до 22 лет) св€зан с поиском собственного места в этом сложном мире. ѕриходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не год€тс€ дл€ того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казалс€ до сих пор.
 
Ќа этом этапе оп€ть может по€витьс€ неудовлетворенность собой, страх, что «€ не соответствую, € не смогу...». ј ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говор€т психологи.
 
ѕри неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект дл€ подражани€ или «широкую спину», за которую можно пр€татьс€ всю оставшуюс€ жизнь, или , наоборот начать отрицать вс€ческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничитьс€ только протестом, без конструктивных решений и путей.
 
»менно в этот период формируетс€ «привычка» поднимать собственную значимость путем унижени€, принижени€ значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. ќб удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью прин€ть самого себ€ таким, каким ты €вл€ешьс€, со всеми недостатками и достоинствами, зна€, что собственна€ индивидуальность важнее.
 
 ризис є 4
—ледующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождени€, приносит нам умение без страха что - то мен€ть в своей жизни, в зависимости от того, как мен€емс€ мы сами. ƒл€ этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставл€ющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.
 
√лобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетвор€ть. ѕо€вл€етс€ непон€тное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельз€.
 
ѕри успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно мен€ть, в зависимости от того, как измен€ешьс€ ты сам, не бо€тьс€ экспериментировать, начинать что - то заново. “олько при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».
 
 ризис є 5
Ќаступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношени€х с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.
 
–езультаты эти начинают оцениватьс€ не с точки зрени€ достижений, как таковых, а с точки зрени€ личной удовлетворенности. ««ачем мне это? —тоило ли оно таких усилий?». ћногим осознание собственных ошибок кажетс€ очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепл€€сь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.
 
¬место того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «я не изменю своим идеалам, буду придерживатьс€ раз и навсегда выбранного курса, € должен доказать, что был прав, не смотр€ ни на что!». ≈сли у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.
 
≈сли же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет дл€ вас скорее разрушительным, чем конструктивным.
 
 ризис є 6
ќдин из самых сложных этапов - 37-45 лет. ћы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все т€желее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироватьс€ на главном.
 
 арьера, семь€, св€зи - все это не только усто€лось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и об€занностей, которые приходитс€ соблюдать, потому, что «так надо». Ќа этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиватьс€ и состо€нием «болота», засто€. ѕриходитс€ принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавитьс€.
 
Ќапример, от части забот, научившись распредел€ть врем€ и силы; от об€занностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных св€зей, поделив их на желательные и обременительные.
 
 ризис є 7
ѕосле 45 лет начинаетс€ период второй молодости, причем не только у женщин, которые станов€тс€ «€годками оп€ть», но и у мужчин. ѕо словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измер€ть свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категори€х времени, которое еще предстоит прожить.
 
¬от как ј . Ћибина описывает этот кризисный период: «ћужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. ¬о - первых, в их организме происход€т бурные изменени€, вызванные закономерными физиологическими процессами. »з - за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, станов€тс€ вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаютс€ по пуст€кам. ¬о - вторых, у них вновь обостр€етс€ чувство самости, и они оп€ть готовы боротьс€ за свое я, даже при малейшей угрозе независимости. Ѕоротьс€ в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувству€ себ€ крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на п€тки " более молодые.
 
ћужчины в возрасте 45 лет сталкиваютс€ с давно позабытыми вопросами юности: "  то € есть? " и "  уда € иду? ". Ёто верно так же и в отношении женщин, хот€, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.
 
ћногие исследовани€ показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываютс€ женщины, считающие себ€ исключительно домохоз€йками. »х приводит в отча€ние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становитс€ дом, покинутый выросшими детьми. “огда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.
 
ћногие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, вид€т в таком неизбежном повороте событий возможность дл€ дальнейшего роста. ¬о многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.
 
¬ этот период могут обнаружитс€ скрытые ресурсы и не вы€вленные доселе таланты. »х реализаци€ становитс€ возможной благодар€ открывшимс€ преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлени€х в работе и даже начале новой карьеры».
 
 ризис є 8
ѕосле п€тидес€ти лет начинаетс€ возраст «осмысленной зрелости». ћы начинаем действовать, руководству€сь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. ќднако, личностна€ свобода далеко не всегда кажетс€ подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. ќтсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Ќо страшнее всего - одиночество. Ёто в случае негативного развити€ кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».
 
 
 
¬ позитивном варианте развити€ - человек начинает видеть дл€ себ€ новые перспективы, не обесценива€ прежних заслуг, ищут новые сферы приложени€ дл€ своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. “огда пон€тие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничива€ жизненных интересов, не несет пассивности и засто€.
 
ћногочисленные исследовани€ показывают, что пон€ти€ «старость» и «пассивность» абсолютно не завис€т одно от другого, это просто распространенный стереотип! ¬ возрастной группе после 60 отчетливо прослеживаетс€ различие между «молодыми» и «старыми» людьми . ¬се зависит от того, как человек воспринимает собственное состо€ние: как тормоз или как стимул дл€ дальнейшего развити€ своей личности, дл€ интересной полноценной жизни.
 
¬се эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переход€т один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельз€ попасть на следующую ступеньку, не посто€в на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно став€ ногу, на следующую. » уж тем более, не получитс€ перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придетс€ вернутьс€ и доделать «работу над ошибками».
ћетки:  

ѕроцитировано 19 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



≈люш   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 »юл€ 2014 г. 10:15 (ссылка)
—пасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку